Автор NoName. Опубликовано в Cтаршие: с 15 до 18 лет, Принятые заявки, Расскажи мне о войне, Учащиеся общеобразовательных заведений

Тораева Марлена Жумадурдыевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г.

Руководитель — Падогова Марина Валерьевна, учитель истории,



Падогова Марина Валерьевна, учитель истории,


Прошло 72 года со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Тема моего эссе актуальна, так как важно сохранить для потомков события Великой Победы, память о боли и страданиях, которые принесла с собой война. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его людях, героях Отечества. Не случайно, 9 декабря ежегодно отмечается День Героев Отечества.

Есть люди, о которых говорят: «Он – легендарная личность, человек-легенда». Так называют человека, деятельность которого вызывает удивление, восхищение, благодарность. Для меня настоящим человеком-легендой является основатель нашего школьного музея боевой славы — Ефанкин Борис Федосеевич. Он многое сделал для процветания музея и всегда был доброжелателен ко всем учителям и ученикам школы.

«Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека. Гордость за свою Родину играет огромную роль в становлении личности. Основой воспитательной системы школы является гражданско-патриотическое воспитание школьника. И работа школьного музея является одним из основных направлений в этой системе». Поэтому свою работу я считаю актуальной, ведь она посвящена биографии и деятельности основателя нашего школьного музея.

Среди экспонатов нашего музея есть несколько мемориальных вещей, связанных с именем Б.Ф.Ефанкина. Один из них – автобиография, написанная им собственноручно (см. Приложения).

Борис Федосеевич родился 13 ноября 1925 года в селе Трёхсвятское Иссенского района Пензенской области. Детство и юношеские годы Бориса Федосеевича прошли в г. Аральск. В семье было 7 детей. Жили весело и дружно. Вместе делили радости и печали. В 1932 г. Борис Федосеевич поступил в 1-й класс Аральской средней школы. Был послушным учеником. В 3-м классе вступил в ряды пионерской организации. Пионеры проводили различные мероприятия, ходили в походы. В то время были «тимуровские команды». В одну из них входил и Борис Федосеевич. Деятельность этих команд была разнообразной: копали огороды старикам, сажали, помогали в прополке, убирали в доме, ходили за продуктами. В 1940 году в феврале вступил в комсомол. А в марте вместе с семьёй переехал в свеклосовхоз, Меркенского сахарного завода, Джамбулской области, где продолжил учёбу в 8-м классе. Закончил 10 классов в 1942 году. Отец Бориса Федосеевича и его старший брат погибли в начале войны. Поэтому мальчику приходилось нелегко. На свои плечи он взял ответственность за младших братьев и сестру.

9 февраля 1943 года был призван в ряды Красной армии и направлен в Ташкентское пулемётно-миномётное училище, после окончания которого в звании младшего лейтенанта по должности миномётчик направлен на фронт. Вечером 10 июня вместе с товарищами сел на поезд и отправился на 1-й Прибалтийский фронт в 4-ю ударную армию, 311 стрелковую дивизию. Борис Федосеевич был зачислен командиром 45-ого взвода противотанковых пушек в 1069 стрелковый полк, в районе Витебска. Он участвовал в боях под Витебском, в операции «Багратион», в освобождении Варшавы. 16 января 1945 года началась Висло-Одерская операция. 2 февраля вышли на старую германскую границу, у г. Шнайдемюль. Отсюда начали наступление на Штеттин. В марте 1945 года Бориса Федосеевича назначили командиром миномётной роты. 16 апреля 1945 года началась Берлинская операция. Войну закончил на р. Эльба, южнее г. Виттенберга. Там вместе с ротой встретили День Победы. Борис Федосеевич пишет, как утром, в 4 часа, роту подняли по тревоге. Дан был приказ строиться на митинг. Главнокомандующий сказал, что подписан Акт о безоговорочной капитуляции, наступил мир. Со всех сторон раздавались крики «ура!», зажгли костёр. Началась стрельба. Этот день был не похож на другие. Это был день радости и скорби.

После войны Ефанкина Бориса Федосеевича направили в Берлин. В феврале 1946 года переехал в Россию, в г. Тулу. Борис Федосеевич оканчивает Московские курсы усовершенствования пехоты. В 1952 году он поступает в Военную Академию. И в 1955 году был направлен в г. Курск для прохождения дальнейшей службы. Восемь лет прожил Борис Федосеевич в Курске. За это время он успел привязаться и полюбить наш «соловьиный край».

Но служба звала. В 1963 году Борис Федосеевич вместе с семьёй был направлен в Германию, для прохождения службы. Пять лет прожил Борис Федосеевич в Берлине.

В ноябре 1968 года Бориса Федосеевича направляют в Северо-Кавказский Военный округ в г.Грозный, начальником штаба учебного мотострелкового полка Чечено-Ингушской Автономной республики. Там он прожил до 1994 года. Борис Федосеевич был членом партии (вступил в 1945 году), чётко и строго выполнял партийные поручения.

В 1993г. семья Ефанкиных переехала в Курск. Борис Федосеевич снова включился в общественную работу при Совете ветеранов Центрального округа и Городского Совета. Он являлся членом Президиума Совета ветеранов Центрального округа.

Однажды Борис Федосеевич предложил директору школы Антоненко И.А. свою помощь в создании музея «Боевой славы».

Б.Ф. Ефанкин очень хорошо понимал важность музеев в школе. «Их деятельность является общественно ценной и научно значимой. Их организация и работа в значительной мере связаны с краеведением. Краеведческие материалы обычно составляют основу школьных музейных экспозиций».

Борис Федосеевич полностью оформил школьный музей. В качестве экспоната хранится эскиз оформления, сделанный Борисом Федосеевичем. Он вручную нарисовал множество карт с изображением схем основных сражений. Они также стали экспонатами музея. На схемах представлены все периоды Великой Отечественной войны. В нашем музее хранится китель Б.Ф.Ефанкина с орденской планкой, его фотографии, копия «Послужного списка», видеофильм, в котором Борис Федосеевич проводит экскурсию и выступает на «Уроке Мужества». Особенно интересным экспонатом является начерченная вручную карта «Жизненный и боевой путь Б.Ф.Ефанкина». До 2007 года Б.Ф.Ефанкин был руководителем нашего музея. И теперь, приходя на экскурсию, посетители музея узнают о нём от ребят – экскурсоводов.

Я думаю, что Ефанкина Бориса Федосеевича можно заслуженно назвать человеком-легендой. Он героически участвовал в Великой Отечественной войне. В списке его наград множество орденов и медалей, а также Почётные грамоты и благодарности. Пройдя всю войну, он продолжил заниматься различной деятельностью. Был главнокомандующим военно-спортивных игр «Зарница» и «Орлёнок» в г. Грозном с 1986-1989 гг., вёл большую общественную работу. Но самой главной его заслугой является создание школьного музея боевой славы. Создав его, он не оставил свою работу. Борис Федосеевич постоянно проводил экскурсии для младших классов по музею, рассказывал боевые истории, которые случались с ним. Именно поэтому я с уверенностью могу заявить: Борис Федосеевич – человек-легенда! К сожалению, его уже нет с нами. Но добрая память о нём живёт. В школу приходят дети, которые никогда не видели Бориса Федосеевича, но знают о нём из рассказа экскурсовода. Он – герой Бессмертного полка, основатель музея и человек-легенда для учащихся нашей школы.

Обучающиеся, учителя и администрация школы, родители учеников помнят о деятельности Б.Ф. Ефанкина, ведь «принесение пользы обществу – это один из обязательных компонентов краеведческой деятельности, в том числе школьных музеев». И большая работа, начатая Борисом Федосеевичем, продолжается. Музей живёт, развивается, пополняется новыми экспонатами. Мы очень любим наш музей и желаем ему процветания.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Сайт проекта «Чтобы помнили» находится в стадии разработки. Приносим извинения за неудобства.