Ковалёв Илья Геннадьевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Руководитель — Шестерненкова Валентина Васильевна
Учитель с большой буквы
Великая Отечественная война была для многих испытанием на человечность, на верность своей Отчизне. Люди выстояли в той войне, потому что они сильно любили свою Родину. В те дни судьба страны определялась словами «Родина или смерть». Благодаря этим людям мы имеем возможность жить свободными под мирным небом.
В наши дни тех, кто во время Великой Отечественной войны сражался за нашу Родину и победил, остались в живых совсем немногие. В каждой семье есть участники этой великой страницы в истории нашей страны. Но, к сожалению, со многими мы уже не сможем поговорить и узнать о тех далеких и не легких днях. Можно довольствоваться только архивными записями, что мы и сделали.
Рассказы о ветеранах той кровопролитной войны дают современной молодежи возможность заглянуть в прошлое и оглянуться на себя, сравнить себя с тем молодым поколением военных лет, воспринять и усвоить лучшее из его исторического опыта.
Почти в каждой семье есть участники этой великой страницы в истории нашей страны.
Перед нашими глазами прошла история жизни и судьбы ветерана Великой Отечественной войны Фёдора Ивановича Тараканова, Учителя с большой буквы.
Фёдор Иванович родился в восточной Сибири. Родился в с. Сполошино на р. Лене (Киренский район Иркутской области) 18 сентября 1925 года в бедной крестьянской семье. Отец Тараканов Иван Васильевич, отравленный газами в I мировую войну на русско-германском фронте, умер в 1929 г. на операционном столе в возрасте 39 лет, оставив после себя троих сыновей. Старшему сыну Василию было 9 лет, Фёдору шёл 5-й год, а младшему – Вениамину, еще не исполнилось и 2-х лет.
Известие о войне 22 июня 1941 г. Федор Иванович встретил в родном селе. Это был день, взбудораживший весь народ. Всюду кричали: «Война! Война!». В чувствах селян война вызвала страшное беспокойство, страх за семью и детей.
Когда с фронта стали приходить похоронки, у совсем юных жителей нашей страны стихийно родился особый менталитет, который во время войны стал не писаным законом. Он заключался в следующем: если на фронте погиб твой отец или старший брат, а ты уже держал в своих руках охотничье ружье, тем более с отцом «ходил в тайгу на зверя», ты обязан был подать заявление в военкомат с просьбой направить на фронт на смену погибшим. Если тебе уже 17, и ты замешкался с заявлением подозрительно долго, в общественном мнении могло сложиться впечатление о твоей трусости. А этого они, юные, боялись больше всего. Если ты дружил с любимой девушкой, позорный разрыв с ней тебе был бы обеспечен.
На этой патриотической волне юноши уходили на фронт, как правило, добровольцами, не достигшими 18 лет. И это не считалось юношеским героизмом. Это воспринималось как нравственный долг перед семьей, селянами, а в высоком смысле – перед своим Отечеством, оказавшимся в смертельной опасности. Это было важное качество в нравственном облике молодежи военных лет.
Фёдор Иванович учился в педучилище, когда пришла похоронка на старшего брата Василия. Поэтому, как и многие сверстники, досрочно сдав выпускные экзамены, в августе 1943 года он ушёл добровольцем на фронт, чтобы отомстить за погибшего под Москвой брата Василия.
По направлению райвоенкомата в августе 1943 г. отбыл к месту назначения в г. Ульяновск на учебу на специальные курсы усовершенствования офицерского состава КА. Это курсы шифровально-штабной службы; сложные по содержанию, архиответственные по назначению и строжайшие по дисциплине. Учебные занятия и строевая подготовка проводились в суровых и часто полуголодных условиях военного времени.
Закончил их успешно и в апреле 1944 г. в звании младшего лейтенанта отбыл в Москву за назначением во фронтовую военную часть. Приказом командования был назначен на должность помощника начальника 6-го отделения штаба 20-ой мотоштурмовой инженерно-саперной бригады РГК. Бригада формировалась под Москвой, в г. Ногинске. В начале мая 1944 г. военный эшелон, увозивший Федора Ивановича, направился на Карельский фронт. Когда в дымке вдали уже замаячил Ленинград, на эшелон налетели немецкие «мессершмитты». Здесь он и получил первое боевое крещение: был контужен, увидел истинный лик войны – раненых и покалеченных товарищей, их кровь и страдания.
Войну с фашистской Германией штурмовая бригада, в которой воевал Федор, закончила в Заполярье и в марте 1945 г. была передислоцирована в Ярославль. Затем получила приказ о направлении на Дальний Восток. День Победы 9 мая 1945 г. бригада встретила в пути, на станции Зима.
За участие в боевых операциях на Карельском фронте Федор Иванович был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», медалями «За оборону советского Заполярья», «За победу над Германией», отмечен двумя благодарностями Верховного Главнокомандующего и почетным знаком «Фронтовик 1941-1945 гг.». В 1947 г. был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Тараканов Фёдор Иванович был участником боев на I Дальневосточном фронте против японской Квантунской армии генерала Ямада. За участие в боях с японскими милитаристами Федор Иванович был награжден орденом «Красной звезды» и медалью «За победу над Японией». Так закончилась фронтовая жизнь Тараканова Федора Ивановича.
После демобилизации из армии в июле 1946 г. и учебы в педагогическом институте им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль) вся его жизнь на протяжении шестидесяти лет связана с обучением и воспитанием школьников, студенческой, рабочей и сельской молодежи.
Почти треть из прожитых лет (с января 1979 г.) провел с семьей в г. Борисоглебске, который стал для него второй родиной. Ректором Борисоглебского государственного пединститута (ныне филиал Воронежского государственного университета) проработал 13 лет (1979-1992 гг).
За все свои тридцать последних лет жизни в г. Борисоглебске Федор Иванович провел около 1500 лекций и встреч с молодежью, решая свою главную педагогическую цель – нравственно-патриотическое воспитание детей и молодежи. При этом исповедовал свой учительский девиз: «Пусть с годами жизни седеют мои волосы, но я не допущу седины в моем сердце».
Федор Иванович был частым гостем в нашем техникуме. Его встречи со студентами проходили очень интересно, поучительно. Студенты многое узнавали из его рассказов о войне и о том трудном времени.
Вот такая жизнь отдельно взятого человека в отдельно взятый промежуток времени.
Чем больше я узнавал о Федоре Ивановиче Тараканове, тем больше понимал, насколько многогранна жизнь и судьба этого человека-педагога для молодого поколения.
День Победы над фашистской Германией является всенародным праздником. Фронтовики, рассматривают его как величайший подвиг армии и народа. Но хочется подчеркнуть особую роль русского солдата, который на своих плечах вынес всю тяжесть этой страшной войны и добился победы.
Наша молодежь на поверку верна героическим традициям своих дедов и прадедов.
Мы будем свято чтить добрую память о погибших на полях сражений, в обелисках и мемориалах славы, скорби и памяти, в Книгах Памяти погибших, пропавших без вести и умерших в военных госпиталях, защищавших нашу Родину.