До цели наши самолеты дошли благополучно, разрушили переправу вместе с находившейся на ней техникой н гитлеровцами, но на обратном пути на штурмовики налетела большая группа фашистских истребителей. В неравный бой с ними вступили наши истребители, дав возможность штурмовикам уйти на свой аэродром. Самолет Николая Лысенко оказался окруженным сразу тремя “Мессершмиттами-109”. Одного он сбил, но остальные, как говорят пилоты, взяли его в клещи, и вражеская пулеметная очередь сразила отважного пилота. Самолет врезался в землю на берегу реки Усмани на территории Воронежского заповедника.
Этот воздушный бой над заповедником видели люди с земли. Один из очевидцев, егерь заповедника, рассказал о нем много лет спустя, когда самолет поднимали из болота. Тогда нашли документы пилота, его личные вещи, орден. Летчика похоронили на берегу реки, на могиле поставили невысокую металлическую пирамидку. В начале 70-х годов в этих местах начали строить свою базу отдыха работники научно-производственного объединения “Электроника”. Они стали ухаживать за могилой. А в 1981 году комсомольцы объединения решили соорудить на могиле летчика-комсомольца настоящий памятник. Комсомольско-молодежный коллектив одного из цехов, возглавляемый мастером В. Киричковой, предложил заработать средства на памятник своими силами. Комитет комсомола поддержал это предложение и постановил провести 26 сентября 1981 года комсомольско-молодежный субботник, а заработанные средства перечислить в фонд сооружения памятника.
Разработать проект памятника поручили молодому архитектору Б.И. Николаеву. Он предложил изготовить его в виде двух, стоящих под углом друг к другу крыльев самолета. Проект обсудили и утвердили на заседании комитета ВЛКСМ, и в следующем году памятник был открыт при большом стечении народа, среди которого было много молодежи из объединения ”Электроника”, официальных лиц из Воронежа, ветеранов Великой Отечественной войны.
Позднее в эту могилу были перезахоронены обнаруженные при строительных работах в окрестностях останки трех советских воинов, и после этого одиночная могила превратилась в братскую. Ее в этом качестве зарегистрировали в областном военкомате и присвоили номер 428.