«Они были молодыми…»

Автор Alex. Опубликовано в Расскажи мне о войне

Нефедова Юлия Юрьевна

ФГБОУ ВПО Воронежский государственный университет инженерных технологий

руководитель – Кемулария Лаврентий Амиранович, доцент, к.и.н. м.т.

 

«Они были молодыми…»

  Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. потребовала от общества и безоглядного мужества, и готовности сплотиться ради победы, и сверхчеловеческого напряжения сил. Величайшим проявлением героизма, мужества и стойкости русского народа можно по праву считать строительство железной дороги Старый Оскол − Ржава в годы Великой Отечественной войны. Перед тылом Красной Армии в преддверии Курской битвы встали новые, трудные и сложные задачи. Общевойсковые, танковые и авиационные армии необходимо было пополнить личным составом и боевой техникой. Воронежский фронт своей железнодорожной коммуникации вообще не имел и пользовался вместе с Центральным фронтом участком дороги Касторная – Курск, на котором ему до 26 июля 1943 года выделялось три поезда и с 26 по 31 июля – 10 поездов в сутки. В связи с этим 6 июня 1943 г. Военный Совет Воронежского фронта обратился к Государственному комитету обороны с просьбой разрешить постройку железной дороги от Коробков до Ржавы, протяжением 95 км и обязать Курский обком ВКП (б) и Исполком областного Совета выделить на строительные работы 20 тыс. местных жителей. Государственный комитет обороны 8 июня 1943 г. принял также постановление и предложил начать строительство с 15 июня, а с 15 августа открыть движение по новой магистрали. Выполняя постановление ГКО и Курского обкома ВКП (б), районные комитеты партии за короткое время направили на строительство 25 тыс. человек, в большинстве это были юноши, не достигшие призывного возраста, молодые девушки и женщины. Участие в работах приняли трудящиеся Беленихинского, Боброво-Дворского, Больше-Троицкого, Скороднянского, Старооскольского, Пристенского, Прохоровского, Великомихайловского, Касторенского и др. районов. Трудной была поставленная задача. За 60 дней требовалось в ручную выполнить более 800 тысяч кубометров земляных работ, уложить 95 км пути, построить 48 мостов, линию связи, пристанционные сооружения. На стройке с первого дня были установлены строгий порядок и четкая организация труда. Вся линия была разделена на два участка. Первый участок возглавил полковник Н.И. Новосельский. Второй − инженер-подполковник П.К. Кулешов. Строители понимали, что дорога фронту нужна как воздух; поэтому каждый старался перевыполнить дневное задание в 2 – 3 раза. Большие трудности возникали то и дело с доставкой рельсов, оборудования и труб для водоснабжения, проводов и арматуры для связи – все это приходилось подвозить за сотни и тысячи километров. Помехой не были ни нестерпимый зной, ни дождь, ни кровавые мозоли на ладонях. Идя навстречу движению за досрочное окончание работ, Государственный комитет обороны установил новую дату завершения стройки 20июля 1943 г., т.е. на работу отводилось 35 дней. 5 июля 1943 г. строители узнали о начале гитлеровского наступления на Курской дуге. В связи с этим работающие объявили фронтовую пятидневку, чтобы вовремя закончить строительство. Развернулась напряжённая борьба за выполнение взятых обязательств. В этот период гитлеровцы от одиночных налетов на линию перешли к массированным, стараясь сорвать или хотя бы затормозить строительство. Вначале при появлении вражеских самолетов женщины и подростки прятались, стараясь найти укрытие. Но точный огонь зенитчиков не позволял фашистским налетчикам осуществлять прицельную бомбежку, рассеивал их строй, бомбы падали куда попало. В скором времени местные жители уже не прекращали работу. В среднем в сутки вводилось в строй 3 километра готового пути. Строительство дороги было осуществлено за 32 дня – на месяц раньше первого срока, установленного Государственным комитетом обороны. Было выполнено около 800 тыс. кубометров земляных работ, построено 56 сооружений, два пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов. История еще не знала подобных темпов строительства железнодорожных путей. Типичными для этой эпохи судьбы простых сельских жителей Варвары Кирилловны Борода́евой и Сергея Павловича Кауно́ва.

Варвара Кирилловна Борода́ева родилась в деревне Заломное Губкинского района Белгородской области 17 декабря 1924 года. В июне 1941 года с отличием окончила школу в городе Краматорск Донецкой области. На следующий день после её выпускного началась война. Во время оккупации Варвара Кирилловна вместе со своими младшими сёстрами, братом и мамой была вынуждена вернуться в Белгородскую область. Но от Заломного их отделяла линия фронта Харьков – Прохоровка, поэтому на месте оказались только спустя шесть месяцев. Хотя расстояние было около 300 км. В июне 1943 года Варвара Кирилловна попала на строительство железной дороги Старый Оскол − Ржава. Сложной была поставленная задача. Варвара Кирилловна вспоминает, что из инструментов были лишь лопата, носилки, лом, иногда землю приходилось носить в собственных фартуках. Часто приходилось ночевать в сараях или даже на улице. Работали от рассвета и почти до темноты. Земляные работы были очень тяжёлыми, приходилось делать выемки и насыпи. Стройка располагалась в девяти километрах от дома Варвары Кирилловны, поэтому за едой приходилось бегать ночью. Но никто не жаловался, строителей переполняли патриотичные чувства, они не жалели сил для того, чтобы помочь фронту.

Сергей Павлович Кауно́в родился в 1927 году в селе Сергеевка Белгородской области. Весной 1943 года его вместе со сверстниками направили на строительство оборонительных сооружений. Сначала он копал окопы в районе Бобровых Дворов, потом был направлен на строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава. В скором времени Сергею Павловичу было поручено организовать бригаду для строительства дороги из 8-10 подростков. Его участок строительства был от Кондаурова до Заломного. Необходимо было делать выемки. Сергей Павлович вспоминает, что никакой техники не было, всё делали вручную. Работа была трудной, но работали дружно. Работа шла днём и ночью. Ночами подготавливали участок, выкорчёвывали деревья, а днём выбрасывали землю, копали ступеньками. Работали по 50 минут и 10 минут давалось на отдых, строго по команде бригадира. Сергей Павлович вспоминает, что главными призывами для них были: «Всё для фронта», «Не минуты простоя». Примечательно, что после войны и Варвара Кирилловна, и Сергей Павлович продолжили своё обучение и стали педагогами, долгое время преподавали в общеобразовательных школах города Губкин. Эти люди являются олицетворением непоколебимой стойкости и мужества русского народа. Они внесли свой неоценимый вклад не только в победу над врагом в годы Великой Отечественной войны, но и в воспитание достойного будущего поколения уже в мирное время. Строительство железной дороги завершилось за 32 дня. Воронежский фронт получил свою магистраль. Никто и подумать не мог, что за месяц в прифронтовой полосе можно сотворить такое. 16 июля по новой дороге было открыто пробное движение, а 20 июля по ней проследовал на фронт эшелон с техникой и боеприпасами. Строительство ветки до Ржавы было закончено еще во время войны, и с тех пор она входит в состав российской железнодорожной сети. Успешно действует и сейчас, способствуя экономическому развитию свекловодческих районов и сахарной промышленности России. И поныне эта легендарная железная дорога служит людям.

Обратная ссылка с вашего сайта.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (36 оценок, среднее: 4,53 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.

Сайт проекта «Чтобы помнили» находится в стадии разработки. Приносим извинения за неудобства.