«Они были молодыми…»
Нефедова Юлия Юрьевна
ФГБОУ ВПО Воронежский государственный университет инженерных технологий
руководитель – Кемулария Лаврентий Амиранович, доцент, к.и.н. м.т.
«Они были молодыми…»
Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. потребовала от общества и безоглядного мужества, и готовности сплотиться ради победы, и сверхчеловеческого напряжения сил. Величайшим проявлением героизма, мужества и стойкости русского народа можно по праву считать строительство железной дороги Старый Оскол − Ржава в годы Великой Отечественной войны. Перед тылом Красной Армии в преддверии Курской битвы встали новые, трудные и сложные задачи. Общевойсковые, танковые и авиационные армии необходимо было пополнить личным составом и боевой техникой. Воронежский фронт своей железнодорожной коммуникации вообще не имел и пользовался вместе с Центральным фронтом участком дороги Касторная – Курск, на котором ему до 26 июля 1943 года выделялось три поезда и с 26 по 31 июля – 10 поездов в сутки. В связи с этим 6 июня 1943 г. Военный Совет Воронежского фронта обратился к Государственному комитету обороны с просьбой разрешить постройку железной дороги от Коробков до Ржавы, протяжением 95 км и обязать Курский обком ВКП (б) и Исполком областного Совета выделить на строительные работы 20 тыс. местных жителей. Государственный комитет обороны 8 июня 1943 г. принял также постановление и предложил начать строительство с 15 июня, а с 15 августа открыть движение по новой магистрали. Выполняя постановление ГКО и Курского обкома ВКП (б), районные комитеты партии за короткое время направили на строительство 25 тыс. человек, в большинстве это были юноши, не достигшие призывного возраста, молодые девушки и женщины. Участие в работах приняли трудящиеся Беленихинского, Боброво-Дворского, Больше-Троицкого, Скороднянского, Старооскольского, Пристенского, Прохоровского, Великомихайловского, Касторенского и др. районов. Трудной была поставленная задача. За 60 дней требовалось в ручную выполнить более 800 тысяч кубометров земляных работ, уложить 95 км пути, построить 48 мостов, линию связи, пристанционные сооружения. На стройке с первого дня были установлены строгий порядок и четкая организация труда. Вся линия была разделена на два участка. Первый участок возглавил полковник Н.И. Новосельский. Второй − инженер-подполковник П.К. Кулешов. Строители понимали, что дорога фронту нужна как воздух; поэтому каждый старался перевыполнить дневное задание в 2 – 3 раза. Большие трудности возникали то и дело с доставкой рельсов, оборудования и труб для водоснабжения, проводов и арматуры для связи – все это приходилось подвозить за сотни и тысячи километров. Помехой не были ни нестерпимый зной, ни дождь, ни кровавые мозоли на ладонях. Идя навстречу движению за досрочное окончание работ, Государственный комитет обороны установил новую дату завершения стройки 20июля 1943 г., т.е. на работу отводилось 35 дней. 5 июля 1943 г. строители узнали о начале гитлеровского наступления на Курской дуге. В связи с этим работающие объявили фронтовую пятидневку, чтобы вовремя закончить строительство. Развернулась напряжённая борьба за выполнение взятых обязательств. В этот период гитлеровцы от одиночных налетов на линию перешли к массированным, стараясь сорвать или хотя бы затормозить строительство. Вначале при появлении вражеских самолетов женщины и подростки прятались, стараясь найти укрытие. Но точный огонь зенитчиков не позволял фашистским налетчикам осуществлять прицельную бомбежку, рассеивал их строй, бомбы падали куда попало. В скором времени местные жители уже не прекращали работу. В среднем в сутки вводилось в строй 3 километра готового пути. Строительство дороги было осуществлено за 32 дня – на месяц раньше первого срока, установленного Государственным комитетом обороны. Было выполнено около 800 тыс. кубометров земляных работ, построено 56 сооружений, два пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов. История еще не знала подобных темпов строительства железнодорожных путей. Типичными для этой эпохи судьбы простых сельских жителей Варвары Кирилловны Борода́евой и Сергея Павловича Кауно́ва.Обратная ссылка с вашего сайта.