Никулина Виктория Вадимовна
МБОУ СОШ №28, класс 8 «А»
руководитель – Киселёва Екатерина Ивановна
Судьба моей семьи в годы ВОВ

Великая Отечественная Война 1941-1945 годов, которую вел Советский Союз с фашистской Германией, была одной из крупнейших в истории войн. Линия фронта простиралась от Черного моря на юге и до Белого моря на севере. Все население Советского Союза участвовало в этой войне. Трудно найти семью, в которой кто-то не был на фронте, в которой кто-то не был погиб, ранен или стал инвалидом.
О войне мне рассказывал прадедушка – Меркулов Анатолий Иванович, который и сам принимал участие в этой войне. В его семье было четыре брата, трое из них поочередно, по возрасту, были призваны в арию, направлены на фронт. Один брат погиб при форсировании Днепра. Прадедушка окончил авиашколу и стал штурманом. Его направили на фронт, где он летал на тяжелом бомбардировщике американского производства под названием «Бостон». Прошел боевой путь от Краснодара через Крым, Белоруссию, Польшу до немецкого города Штеттин.
Прадедушка рассказывал много интересных эпизодов из его фронтовой жизни. Летал он днем, и всякий вылет мог быть последним. Зенитная артиллерия немцев яростно обстреливала крупными снарядами наши самолеты при перелете через линии фронта и, особенно, над целью. Целями были аэродромы немцев, артиллерийские позиции, ж/д станции, плавсредства на море и др. Прадедушка был штурманом. Его обязанностью было провести самолет по маршруту до цели, через особый прицел сбросить бомбы, сфотографировать результат бомбежки — поражения цели. Без фотосъемки уничтоженной цели боевой вылет не засчитывался. После посадки на аэродром он обходил вокруг своего самолета и считал пробоины от осколков зенитных снарядов в дюралевой обшивке самолета, а технический состав потом их заделывал.
Вот один из эпизодов, рассказанных Анатолием Ивановичем. Это было летом в Белоруссии. Над целью был подбит один из двух моторов самолета. Возвращались на одном, а лопасти второго, неработающего, вращались как ветряк и оказывали большое встречное сопротивление.
Начали терять высоту. Конструкцией было предусмотрено ставить лопасти винта во флюгерное положение, и командир сделал это. Трехлопастный винт остановился, но высота полета была уже потеряна. От повышения температуры воздуха на малой высоте начал нагреваться работающий мотор. Прадедушка по летной карте увидел, что впереди лес до самого аэродрома. Если тянущий мотор перегреется, то падать или садиться придется на лес. Поэтому он предложил пилоту делать вынужденную посадку «на живот», т.е. не выпуская шасси. Сажать самолет решили на показавшуюся ровной полосу нескошенного поля.Командир вывел на посадку бомбардировщик слишком высоко, не учел, что под самолетом нет выпущенных шасси и что «поверхностью земли» были колосья высокой ржи.Самолет рухнул на фюзеляж, прополз и остановился, развернувшись на 180°. Оказалось, что лопасти работающего винта легко согнулись от удара о землю и заскользили по ней.Винты поврежденногосамолета глубоко погрузились в землю, развернув самолет. Крупнокалиберные пулеметы, размещенные впереди под кабиной штурмана, были вырваны и с кривыми стволами валялись на полосе стертой ржи. Носовая часть самолета развернулась, дав трещину. С такими ранами самолет ремонту не подлежал.… Четыре члена экипажа: летчик, штурман, стрелок-радист и стрелок, отделавшись встряской, не пострадали.
Был еще случай с прадедушкой, когда его самолет после взлета с бомбами при сборе в группу был по ошибке протаранен нашим же бомбардировщиком.Была обрублена часть хвостового оперения, чудом летчик удержал самолет в воздухе. Над своей территорией бомбы сбрасывать было опасно.Прадедушка дал команду пилоту осторожно развернуть самолет и дал курс на свой полевой аэродром. Подлетая к едва различимой взлетно-посадочной травяной полосе, прадедушка из ракетницы выстрелил серию красных ракет в специальное отверстие из кабины. Это было предупреждением о срочной аварийной посадке с полным боекомплектом.А он составлял восемь стокилограммовых бомб.В эти минуты командование на земле приказало остановить выруливание на полосу и взлет самолету связи Бо-2. Заходим на полосу. Проносимся мимо приводных огней… Касание… Посадка…
По возвращении эскадрильи с задания, генерал авиадивизии построил летный состав и спросил: «Кто таранил самолет?» В ответ – молчание.
«Осмотреть самолеты!» — скомандовал генерал тех составу.
Прибегают и докладывают:
«Товарищ генерал, на лопастях винтов самолета младшего лейтенанта Моисеева, вмятины».
«Моисеев, почему молчишь?» — возмутился генерал.
«Товарищ генерал, я ничего не заметил!» — ответил младший лейтенант.
«Куда ты в воздухе смотришь?» — вскричал генерал, — «в бутылку?!»
Оказалось, командир авиадивизии знал о поклонении этого летчика богу виноделия – Бахусу.
По прошествии нескольких дней командир экипажасамолета прадедушки Борис Порозов жаловался на боль в ноге.Он изо всей силы давила на педаль, удерживая самолет от опрокидывания в штопор.От тряскипо грунтовой полосе окончательно заклинило хвостовое оперение.
Перед этим видел себя во сне в белом белье. Ну, думаю, мне конец неминуем. Каждый последующий вылет считал последним. Позже узнал, что сон был счастливым.
Мой прадедушка видел с воздуха, как горел немецкий город Кенигсберг, дым поднимался до высоты полета — 3000м. У него есть и медаль: «За взятие Кенигсберга».
Войну он закончил под Берлином, не получив ни единого серьезного ранения. Затем служил в Польше в городе Познань. Потом его направили в Липецк на высшие офицерские курсы командного состава. После окончания высших офицерских курсов получил назначение на Дальний Восток. Военная часть располагалась на острове Сахалин, а их эскадрилья – на острове Итуруп. Далее — служба в нескольких городах Украины. Закончил службу мой прадедушка в г.Львов. После демобилизации вернулся в Воронеж, где сегодня и проживает.
Прадедушка награжден четырьмя боевыми орденами — орденом «Красной звезды», орденами «Отечественной Войны» первой и второй степени, орденом «Боевого Красного Знамени». Медалями«За боевые заслуги», «За победу над Германией» и многими другими юбилейными медалями. Сейчас он подполковник в отставке. 24 декабря 2014 года ему исполнится 94 года.
Я горжусь своим ветераном!