«Сухарев А.Я. — гордость земли Воронежской»

Автор Natalia. Опубликовано в Cтаршие: с 15 до 18 лет, Расскажи мне о войне

Безбородова Ирина

МКОУ Землянская  СОШ с УИОП Семилукского муниципального района   Воронежской области

Родной край… Там, где ты впервые услышал раскаты грома, почувствовал запах полевых цветов, где впервые ощутил вкус хлеба, там твой родной край.  Удивительное полотно истории старинного города Землянска соткано из сотен неповторимых судеб. Мои земляки разных поколений любили, воспитывали детей, рубили избы, пахали землю, сажали леса, молились Богу в храмах и на вопрос: « Так в чем же счастье?»,  не раздумывая, отвечали: « В честном труде!». Мой родной край переживал вместе с матушкой Россией взлеты и падения, выходил обновленным из социальных потрясений благодаря тем, кто в человеке отстаивал всегда человеческое:  к сожалению,  сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, поток политического словоблудия, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память.

Перед нашим обществом встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.  Я считаю, что на примере изучения жизни и деятельности нашего земляка, Сухарева Александра Яковлевича, участника Великой Отечественной войны, Государственном  советнике юстиции, доктора юридических наук,  можно научиться нравственным качествам, прежде всего патриотизму, умению в трудную для Отчизны минуту занять активную жизненную позицию, быть, прежде всего, гражданином своей страны.

Проводя исследование, я пришла к выводу, что в Землянске жили и живут люди, которые своим трудом прославили не только свою малую родину, но и всю Россию, которые и сегодня трудятся на ее благо и не остаются равнодушными к  ее проблемам и ее будущему. В ходе работы я убедилась, что  моего земляка по праву можно считать гордостью земли воронежской, а его жизнь и деятельность на благо родины – достойный пример для сегодняшней молодежи.  Основу моего исследования составили материалы и  экспонаты школьного краеведческого музея, сохранившиеся документы из семейных архивов моих земляков и их воспоминания. Эта работа научила меня  лучше  понимать исторические события, вызвало чувство гордости за нашу Родину, за мое родное село, за мою любимую школу. Я горжусь тем, что такой человек жил в нашем селе и учился в нашей школе. И я считаю, что время на эту работу было потрачено не зря.

Сухарев Александр Яковлевич родился 11 октября 1923 года в селе Малая Трещевка Землянского района на территории нынешнего Рамонского района Воронежской области. Отец Яков Тихонович и мать Мария Михайловна по происхождению из крестьянской семьи.

Они знали и любили дело своё, были  работящими, стремясь создать крепкое усадебное хозяйство со скотом и птицей. В семье родилось трое детей. Александр с раннего школьного возраста работал по дому, в колхозе наравне со взрослыми: пахал, сеял, косил, заготавливал дрова, убирал созревший урожай и помогал родителям вырабатывать минимум трудодней на колхозных полях и фермах, т. е. много работал. Самым большим желанием его матери было, чтобы Александр в дальнейшем получил образование и «вышел в люди».

Начальную школу окончил в селе Малая Трещевка. Благодаря учительнице, приносившей книги из дома, Саша пристрастился к чтению, старался учиться как можно лучше. «С подачи учительницы я прослыл на селе непревзойденным декламатором стихов…» [[1]] После окончания начальной школы  его отправили учиться в Землянск, в школу крестьянской молодёжи (ШКМ). Закончив восемь классов,  благодаря усилиям матери и её брата, он оказался в Воронеже. В 1937 году стал работать и на военную промышленность — производство 76-миллиметровых снарядов. На заводе работал полноправным слесарем. Незадолго до войны Александр окончил курс полной средней школы, сдал экзамены и получил аттестат. В этом же году, 1941 г. поступает в Воронежское военное училище. 22 июня 1941 года начинается Великая Отечественная война. Немцы продвигались быстро, когда приближались к Воронежу. Началась эвакуация промышленных предприятий и учебных заведений, среди которых оказалось училище, в котором учился Александр. Вместе с училищем Александр едет в Узбекистан.

В середине декабря 1941 года Александра в звании лейтенанта возвратили из Самарканда, куда эвакуировали Воронежское военное училище связи, в пригород Ташкента. В это время формировалась 69-я стрелковая дивизия и его назначили на должность командира взвода связи 237-го стрелкового полка. Обучать своих подчинённых было сложно, потому что значительная часть солдат была призвана из глухих казахских и узбекских кишлаков и аулов, они не знали русского языка и требовался переводчик. Только через некоторое время научились понимать друг друга. В середине декабря 1941 года Александра в звании лейтенанта зачислили в 69-ю стрелковую дивизию и  назначили на должность командира взвода связи 237-го стрелкового полка и  в середине февраля 1942 года  отправили на фронт.  В начале июля 1943 года началась грандиозная битва на Курской дуге. Главный удар врага в полосе Центрального фронта пришёлся по войскам 13-й армии и 69-й стрелковой дивизии, где воевал Сухарев. 17 сентября 1943г начальника связи 237-го стрелкового полка капитана Сухарева наградили  орденом Отечественной войны II степени. В январе 1944 года началось освобождение Полесья.  69-я стрелковая дивизия атаковала противника между деревнями и через несколько дней сломила сопротивление врага. За эти бои Сухарев получил вторую боевую награду — орден Отечественной войны I степени.

При прорыве обороны противника в районе деревни Радин  капитан Сухарев был награждён орденом Красной Звезды (Приложение 3). За освобождение  города Слонима Сухарева представили к очередной боевой награде – ордену  Красного Знамени (Приложение 4). 10 сентября 1944 года при освобождении Польши  Сухарев был тяжело ранен, долго находился в госпитале.  Когда, наконец, встал на ноги, война уже закончилась. А.Я. Сухарев к 40-летию победы получил второй орден Отечественной войны I степени. Свою дальнейшую жизнь А.Я.Сухарев посвятил государственной службе на благо Родины. Но это уже следующая  часть моего исследования.

Любовь к своему Отечеству не мыслима без любви и преданности к родному краю, к тем местам, где человек родился и вырос, где сформировались его взгляды и убеждения. Чувство особой ответственности не только за настоящее и будущее, но и за прошлое малой родины заставляет нас сегодня обратиться к такой важной и актуальной теме.

Я учусь в 11 классе и каждый день, приходя на занятия,  испытываю чувство гордости, что родилась и живу в таком удивительном месте, среди таких замечательных людей, которые учились в нашей школе, которые создавали и создают историю и славу нашего старинного уездного города (Приложение 7). Все мы наследники наших предков, построивших Землянск, украсивших его дома удивительным деревянным кружевом, посадивших сады и парки, вырастивших детей и внуков. Наследники тех, кто в минуты опасности, не раздумывая, стал плечом к плечу на защиту родной страны. Мы должны сохранять те традиции, по которым они жили, передавать их следующим поколениям и помнить, что все мы — граждане великой России.  Я горжусь прошлым своей малой родины и её настоящим и ощущаю себя гражданином великой страны — России. Нам, молодым, продолжать дела наших предшественников.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Сайт проекта «Чтобы помнили» находится в стадии разработки. Приносим извинения за неудобства.