Те, кто ковал Победу: Афанасий Тимофеевич Куренков

Автор Alex. Опубликовано в Расскажи мне о войне

Лещева Светлана Николаевна

ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный промышленно-экономический колледж», экономическое отделение, группа № 137

руководитель – Федорова Лариса Викторовна, преподаватель истории

 

Те, кто ковал Победу: Афанасий Тимофеевич Куренков

  Ни одно государство в мире не в состоянии воевать без слаженной работы тыла: промышленности, сельского хозяйства. В военных действиях иногда наступали передышки, краткий отдых. Для работников тыла в период войны нет остановок и отдыха. Так было и в годы Великой Отечественной войны. В первые дни войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» были отменены отпуска, восьмичасовой рабочий день, введены обязательные сверхурочные работы. Подвиг работников тыла заключается как раз в том, что они без отдыха, выходных, ежедневно в тяжелейших условиях, при скромном снабжении создавали различные виды вооружения, сеяли хлеб, шили обмундирование, создавали произведения культуры и т.д. Это был подвиг миллионов простых людей, имен которых почти никто не знает, о них редко пишут. Конечно, это несправедливо! Наше исследование посвящено одному из таких работников тыла, который стал к станку воронежского авиационного завода в 15 лет. Это бывший работник Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа Куренков Афанасий Тимофеевич, которого уже несколько лет нет в живых. Для создания работы были использованы личные документы и видеоматериалы из фондов музея колледжа. Создателями музея было сделано множество видеозаписей воспоминаний Куренкова А.Т., что дает нам, молодому поколению студентов, возможность узнать жизнь этого интересного человека. Биография Куренкова Афанасия Тимофеевича – типичная биография человека 30-40-х годов, который пережил голод, войну, разруху, восстановление хозяйства… Родился Афанасий Тимофеевич 28 марта 1926 года в селе Дегтярном Венделевского района Белгородской области. Вот как он вспоминает свое детство: «Начинал я трудиться с 9 лет пастухом. Четыре года работал от зари до зари… По 300 голов скота! И я уже в то время недосыпал, недоедал, трудился все школьные каникулы, все три месяца. В то время была норма 80 трудодней, я зарабатывал за лето 150, правда нам ничего не платили, но во время уборочной кампании кормили хорошо. Мать умерла у меня, когда мне было 11 лет. Оставила нас пятерых от 1 года до 15 лет. Мне трудно вспоминать это, тяжело было: голод (30-е годы), хлеба не было до 1937 года. Поэтому нас нужда заставила идти работать в колхоз с девяти лет, также три старших брата работали на огороде: полностью четыре раза пололи, убирали, сажали без отца. Отец работал днем и ночью в колхозе, нам доставалось трудиться с девяти лет в очень напряженном ритме». 2 октября 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР была создана система Трудовых резервов, по которому фабрично-заводские школы и училища были преобразованы в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Выпускник училища считался мобилизованным и обязан был проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию (распределению). В ноябре 1940 года после окончания 8 классов средней школы Куренков А.Т. поступил в Воронежское ремесленное училище № 1 (ныне ПТУ № 3) при авиационном заводе по профессии токарь. Он вспоминал: «Я сразу написал 3 октября заявление в райисполком: прошу направить учиться в ремесленное училище на помощника машиниста. Профессию помощника машиниста самой лучшей объявили в газете, остальные профессии мы не знали толком. Нас вызвали в военкомат, мы прошли комиссию медицинскую и привезли в Воронеж в первое училище, ныне третье училище техническое». В учебном заведении большое внимание уделялось физическому и патриотическому воспитанию. Все юноши и девушки сдавали нормативы на значок БГТО («Будь готов к труду и обороне»). В ремесленном училище часто организовывались встречи, беседы с участниками советско-финляндской войны, гражданской войны, пограничниками, участниками конфликта у озера Хасан, демобилизованными красноармейцами. 22 июня 1941 года мирная жизнь страны нарушилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06. 1941 г. Воронежская область была объявлена на военном положении. После начала войны учащиеся РУ № 1 были переведены в цеха воронежского авиационного завода. Предприятие выпускало знаменитый штурмовик Ил-2, созданный С. В. Илюшиным. Ил-2 – это этапная машина во всех отношениях: очень эффективная конструкция, самая массовая серия из всех советских самолетов Великой Отечественной войны (более 36 тыс. машин). Немцы называли штурмовик Ил-2 «летающий танк» или «черная смерть». 19 сентября 1941 г. первые бомбы упали на территорию завода. С 10 октября по 6 ноября 1941 года проведена эвакуация предприятия в город Куйбышев (ныне Самара), где рабочие и инженеры во главе с директором М.Б. Шекманом фактически на пустом месте построили новое предприятие. Афанасий Тимофеевич вспоминал: «Объявили об эвакуации, ехали мы пять суток в товарных вагонах. Выгрузили нас в Куйбышеве, сутки мы ночевали на улице, потом нас поселили в барак. Все училище в одно помещение! И мастера, и директор, и замы. Двухъярусные нары. Очень трудно было со сном, мы не спали. 300 человек в одном помещении: кто-то до часу, кто-то до двух не спит, а в 6 часов подъем, на завтрак и на работу — полную смену, как говорится, 11 часов. И так вся наша жизнь протекала в течение года. Пока мы работали на авиационном заводе. Мы начали деятельность на авиационном заводе, который рос на пустом месте, на безымянке. Работали сразу по приезде: сначала разгружали оборудование, детали, алюминиевые листы — в октябре, когда уже морозы начались. Сборку самолетов начали сразу. Голыми руками работали на площадке: где станки установили под открытым небом, стояли бочки с коксом, горел там огонь, мы грели руки и голыми руками держались за холодные детали станков. Работали мы в полной одежде у станков; никакой техники безопасности никто не соблюдал. Вокруг нас тысячи заключенных строили здание, к декабрю-январю здание было построено. Со временем завод выпускал по 20 машин в день». В каждом самолете Ил-2 было 12 деталей, созданных руками Афанасия Тимофеевича. За смену в 11 часов он выпускал по 120 деталей. Кажется невероятным, как подростки, по несколько суток не отходившие от станков и своих рабочих мест, уставшие до изнеможения, производили сложные, трудоемкие детали и узлы. Всех их объединяла одна цель – помочь фронтовикам. У каждого родные воевали на фронте. Дружба, взаимопомощь – вот что помогало им. В 1942 году Куренков был переведен токарем в Куйбышевское ремесленное училище № 1, где было организовано производство мин. Так Афанасий Тимофеевич рассказывал об этом событии: «Нашего директора перевели в Куйбышевское первое училище. Этому училищу поручили выпускать мины, кинжалы для разведчиков, гранаты-лимонки и бортсумки для летчиков (полный набор слесарного и другого инструмента для самолета). Это училище успешно не могло справиться с задачей, поскольку всех выпускников этого училища отправили на военный завод. И нас туда директор забрал с собой, чтобы наладить выпуск мин. Нас пришло туда несколько человек, и буквально за неделю мы повысили производительность труда по производству мин буквально в 10-11 раз. Это говорит о том, что польза от выпуска боеприпасов большая была. Училище изготавливало по 800 мин в сутки». Афанасий Тимофеевич нарезал в горловине мины резьбу М32. В училище работали 2 военных представителя, принимающих продукцию, которая сразу же шла на Сталинградский фронт. В 1944 году по распоряжению Куйбышевского областного управления образования как отличника учебы Куренкова А.Т. направили на учебу в Харьковский индустриально-педагогический техникум. Дальнейшая биография Куренкова А.Т. связана с городом Воронежем и нашим учебным заведением. Работал мастером производственного обучения, преподавателем спецдисциплин, заместителем директора, методистом. Афанасий Тимофеевич награжден грамотами министерства образования, государственного комитета по профессиональному образованию, также медалями: «За доблестный труд» в годы Великой Отечественной войны, «Ветеран труда», «Отличник профессионального образования». Жизнь Афанасия Тимофеевича – это скромный вклад в великое дело Победы, где каждый человек своим трудом приближал 9 мая 1945 года. Великая Отечественная война велась не только на фронтах, на полях сражений, но и в тылу, на заводах, где рабочие сражались с голодом, холодом, усталостью и другими трудностями. Но это не мешало предприятиям осуществлять стабильную поставку всего необходимого на фронт. Мы обязаны помнить о трудовом подвиге, ведь еще живо поколение, которое знает о войне не понаслышке — это поколение ветеранов войны и труда, герои тыла. С каждым днем их становится все меньше. Они сами вошли в историю, они передают ее нам, а мы должны будем передать ее следующим поколениям.

Обратная ссылка с вашего сайта.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.

Сайт проекта «Чтобы помнили» находится в стадии разработки. Приносим извинения за неудобства.